Винтокрыл (комбинированный вертолёт, конвертоплан) — воздушное судно
тяжелее воздуха, имеющее несущие винты и движители (пропеллеры,
реактивные двигатели).
Представляет собой комбинацию вертолёта и
самолёта: имеет крыло, оперение, несущие винты, как у вертолёта, и
тянущие винты, как у самолёта. Винтокрыл может так же, как и вертолёт,
производить вертикальный взлёт и посадку, а наличие крыла и двигателей с
тянущими винтами позволяет ему развивать достаточно большую скорость
горизонтального полёта (свыше 500 км/час). Также применяется схема
конвертоплана, когда воздушные винты при взлёте работают как несущие, а
для перехода к горизонтальному полёту поворачиваются вокруг поперечной
оси. Два существенно разных режима полёта приводят к множеству
компромисов в технических решениях и, как следствие, к низкой
эффективности данного летательного аппарата. После нескольких катастроф
применяется ограниченно. Первый винтокрыл «Ротодайн» (en) был
построен в конце 50-х гг. XX века английской фирмой «Фейри». Этот
винтокрыл имел один реактивный несущий винт и два тянущих воздушных
винта. Его полётная масса составляла 17,7 т., скорость полёта до 312
км/ч. В СССР в 1960 был построен винтокрыл поперечной схемы Ка-22
(конструкции Николая Камова) с двумя несущими винтами и двумя
турбовинтовыми двигателями (конструкции Александра Ивченко) по 4300 квт
(5900 л.с.) и полётной массой в 37 т. После ряда катастроф во время
испытаний в начале 1960-х годов было решено не пускать Ка-22 в серийное
производство, а все работы над ним прекратить (сохранилось всего 4
машины). С тех пор в России винтокрылов не создавали. V-22 Osprey V-22 Osprey В США работы над летательным аппаратом, весьма похожим на винтокрыл Ка-22, продолжили и «доводили» его более 30 лет. Сейчас
в США имеется аппарат по схеме конвертоплана V-22 Osprey (en) с
полётной массой 27,4 т. и скоростью полёта в самолётном режиме 555 км/ч,
а в вертолётном режиме 185 км/ч.